Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Документы
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Минпросвещения России от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"
Банки заданий по функциональной грамотности:
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
- Открытые задания PISA
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности:
- Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР)
- ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель 3.0
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
- Методические материалы по функциональной грамотности
Согласно региональному комплексному плану мероприятий на 2021/2022 учебный год, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, предлагаем вам ссылку на запись родительского собрания "Функциональная грамотность в вопросах и ответах"
Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся
Приказ о проведении мониторинга по функциональной грамотности
30.03.2022г в школе прошёл методический день по теме «Функциональная грамотность». Педагоги покоряли функциональный олимп-квест, выполнили практическую работу, где сопоставили метапредметные умения из ООП с умениями читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Прослушали выступление по теме «Эффективные методы и приемы формирования ФГ» (см. фото и план проведения методической недели)
- Урок физики «Простые механизмы и их применение» (смотреть конспект урока и фото) (учитель Филиппова Е.В.)
- Урок математики «Расход семьи» (смотреть фото) (учитель федина О.А.)
- Урок окружающего мира «Обитатели пресных водоемов» (смотреть фото) (учитель Осина Е.В.)
- Урок литературы «Помнить, чтобы жить» (смотреть конспект урока и фото) (учитель Яшина Ж.В.)
- Урок физической культуры «Развитие силовых и скоростных качеств человека» (смотреть фото) (учитель Акопян Т.С.)
- Урок литературного чтения «М.Пришвин «Выскочка»» (смотреть фото) (учитель Давыдова Н.С.)
- Урок технологии «Информация и её виды» (смотреть конспект урока и фото) (учитель Лазарева Н.В.)
- Урок математики «Единицы массы» (смотреть фрагмент урока) (учитель Хрулёва Н.В.)
3 ноября 2022г. проведён педагогический совет по теме «Формирование читательской грамотности как требование ФГОС для создания успешности обучения в образовательном пространстве» (смотреть фото)
С 5декабря по 9 декабря 2022г.прошёл цикл открытых мероприятий в рамках методической недели с целью повышения педагогического мастерства педагогов по формированию и развитию читательской грамотности учащихся (см. подробнее план методической недели).
Открытые уроки:
- урок Барабанщиковой Н.М.,
- урок Вдовиной Е.Е.,
- урок Зайчкиной Н.В.,
- урок Ивановой О.В.,
- урок Захаровой И.С.
Внеурочные занятия:
- занятие Козорез .С.С.,
- занятие Коровиной Е.Г.,
- занятие Осиной Е.В.,
- занятие Фединой О.А.,
- занятие Филиповой Д.С.,
- занятие Пистер Э.В.
Методическая неделя:
Задачи на формирование читательской грамотности учащихся на уроках: